«Что нас не убивает, делает сильнее»

Отечественный рынок переработки пластиков смог в большой степени восстановиться после пандемии коронавируса и санкций, демонстрируя рост. О том, в каких направлениях еще остаются проблемы и как планирует развиваться один из крупных игроков сектора – «Руспласт», редакции журнала рассказал директор компании по развитию Кирилл Савенков.

— Как на данный момент можно оценить состояние отрасли переработки полимеров в России?

— Сейчас она находится в состоянии активного развития. В последние годы производство полимеров в стране значительно увеличилось, что свидетельствует о росте спроса на продукцию во многих отраслях. Затруднения в коммуникациях с внешним миром были еще со времен пандемии коронавируса, а затем и санкции, наложенные на Россию, спровоцировали исход крупных западных игроков, что позволило отечественному производителю сырья и переработчику активно занимать освободившиеся ниши.

Дан старт технологическому развитию, что, несомненно, играет важную роль в состоянии и развитии отрасли. В России внедряются новые методы переработки и утилизации полимеров, а также разрабатываются новые материалы. Мы не остаемся в стороне, наш R&D-центр разрабатывает ряд востребованных рынком продуктов, в том числе биоразлогаемые полимеры, компаунды с барьерными свойствами, безгалогенные негорючие композиции, стойкие к абразивному износу компаунды, концентраты и компаунды, повышающие кольцевую жесткость (для трубной отрасли) и модуль упругости в целом (в строительной отрасли). Кроме того, выведен на рынок ряд функциональных полимерных добавок, оптимизирующих процессы переработки и модифицирующих свойства полимеров, в том числе вторичных; в разработке — компаунды специального назначения. Так что «Руспласт» является активным участником развития технологического суверенитета страны.

Конкурентная среда в отрасли переработки полимеров также довольно активная. На рынке присутствуют крупные игроки, которые разрабатывают свои стратегии развития и конкурируют за долю рынка. Однако необходимо продолжать работу по совершенствованию технологий, соблюдению экологических требований и повышению конкурентоспособности на мировом рынке.

— Смог ли сектор справиться с последствиями санкций? В каких областях наиболее успешно прошло импортозамещение?

— Безусловно, санкции внесли свой негативный вклад в отрасль в целом, сломались логистические и финансовые цепочки, появился дефицит сырьевых компонентов на всех этапах производства и переработки полимеров, что, в свою очередь, отразилось на качестве продукции и рабочих местах. Многим предприятиям отрасли полимеров пришлось решительно и оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию. Кроме того, многие западные переработчики, локализованные в России и поставляющие свою продукцию ряду отраслей, таких как автопром, энергетика, сельское хозяйство, также испытывали сложности с поставками сырья или полностью свернули свои проекты.

Но, как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее. Сегодня ситуация выравнивается, появляются новые проекты в значимых отраслях, рабочие места, заказы на полимерное сырье растут. Например, нам поступали и поступают запросы на разработку компаундов на замену ушедшим импортным маркам, мы активно расширяем как марочный ассортимент, так и товарные категории, востребованные при производстве кабельной продукции, полимерных труб, автокомпонентов, обуви, изделий медицинского назначения, электротехники и светотехники, бытовой техники, ТНП, уплотнителей различного назначения и пр. Так что в итоге я считаю динамику импортозамещения положительной с понятной перспективой будущего роста.

— С чем до сих пор сохраняются проблемы и как их планируется решать?

— Конечно, за столь короткий срок всех проблем не решить: остаются сложности с логистикой и с оплатой внешним контрагентам. Также, к сожалению, не все сырьевые компоненты производятся в России. Но мы, как компания с 23-летним опытом поставок полимерной и специальной химической продукции из разных уголков мира, решаем такого рода проблемы и помогаем коллегам по цеху. Остается и проблема экспорта продукции в недружественные страны, но мы осваиваем дружественные восточные страны и страны СНГ. Помимо этого, существует ряд проблем с поставками оборудования и запчастей к нему. Эту проблему помогают устранить китайские и турецкие партнеры. Но, самое главное, остается ограничение доступа к новым технологиям и инновациям, которые могут быть необходимы для развития и совершенствования полимерной отрасли. Это может привести к отставанию от других стран и потере конкурентоспособности. В связи с этим в стране взят курс на укрепление технологического суверенитета, ведется активная работа в части собственного производства необходимых сырьевых компонентов, отвечающих запросам заказчиков из разных отраслей.

— Пришлось ли компании корректировать стратегию развития и инвестпрограмму?

— В целом скорее да, чем нет. Как я уже сказал выше, полимерная индустрия растет, и «Руспласт» уже пять лет активно развивается как производитель полимерного сырья. Любой кризис — это точка роста и развития. Так, нами в 2023 г. были запущены две новые производственные линии, что позволило выйти на объем производства в 32 тыс. т в год. При этом мы не стоим на месте и уже планируем следующее расширение производственных мощностей в два раза — до 65 тыс. т в год. Кроме того, рассматриваем возможность запуска производства в странах СНГ. Численность сотрудников «Руспласт» также стремительно растет, компания усиливается новыми профессионалами.

— Есть ли проблемы с обеспечением первичным и вторичным сырьем для переработки?

— С первичным сырьем проблем сегодня не наблюдается. Крупные отечественные производители предлагают рынку бесперебойные поставки базовых полимеров, также есть ряд возможностей привезти импортное первичное сырье. А вот вторичное полимерное сырье не всегда имеет постоянное качество. Особенно это заметно на ПТР. Наблюдается дефицит качественного вторичного сырья, обеспечивающего достижение необходимых потребительских и физико-механических свойств готовой продукции. «Руспласт» работает только на первичном сырье, но, как я уже говорил, помогает с помощью своих добавок нашим переработчикам, которые применяют вторичное сырье, с минимальными издержками получать продукцию, отвечающую всем требованиям.

— Растет ли спрос на вашу продукцию на внутреннем рынке? Как можно стимулировать потребление?

— Да, и довольно активно. Мы предлагаем рынку компаунды, которые качественно улучшают потребительские свойства готовой продукции, что позволяет нашим клиентам эффективно отстроиться от конкурентов. Такая стратегия имеет свои плоды в виде активного спроса как на серийные марки, так и на разработку новых. Мы активно взаимодействуем с рынком переработчиков: наши специалисты выезжают к клиентам, начиная с этапа внедрения марки. Затем мы на месте корректируем режимы переработки и даем необходимые консультации. Информируем о наших новинках по разным каналам маркетинговой активности. Чутко и качественно работаем с клиентской потребностью, очень часто сами являемся инициаторами спроса в той или иной отрасли, рассказывая о новых возможностях и свойствах готовых изделий, изготавливаемых с использованием наших компаундов.

— Какие проекты планируется реализовать в 2024 г.?

— У нас есть ряд интересных предложений, в том числе в части импортозамещения, для производства полимерных труб, кабельной продукции, бытовой техники, окон, пленки и пищевой упаковки. Это компаунды с барьерными свойствами — аналоги EVOH в целях его замещения, безгалогенные композиции, абразивостойкие компаунды, экструзионные марки на основе EPDM, а также специальные компаунды, разрабатываемые по требованиям наших заказчиков. В планах — внедрить и масштабировать свое присутствие в этих отраслях. Кроме того, мы намерены поддерживать всех наших действующих партеров, активно развивающихся в своих отраслевых сегментах, ведем поставки для 35 отраслей промышленности России, отгружаем продукцию в Узбекистан и Азербайджан. И, конечно, не останавливаемся в работе по модернизации, автоматизации и оптимизации производственных процессов, направленных на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Кроме того, постоянно работаем над совершенствованием программы по адаптации, обучению и аттестации сотрудников компании.

article-13-11-23.jpg

Источник: журнал "Полимерные материалы" №11, 2023 г.
Опубликовано: 10.11.2023
Смотрите также:
21 марта Государственная задача – повышение качества дорог. Проект бюджета 97 млрд руб.
Правительством РФ утвержден проект бюджета на 2016 год.
Акцент сделан на правильное содержание уже существующих дорог.
Читать далее
11 июня Что такое TPV?
TPV или ТПВ - термопластичный вулканизат является частным случаем более широкой группы элатомеров ТЭП или TPE. Термопластичные эластомеры (TPE) - это материалы, которые перерабатываются на оборудовании для переработки пластмасс.
Читать далее
21 сентября Термоэластопласт MASFLEX - лучшая альтернатива ПВХ
10 главных преимуществ для потребителей ТЭП MASFLEX в сравнении с ПВХ:

1. Безопасность при переработке для рабочих и сохранность здоровья для конечных потребителей. ТЭП MASFLEX не содержит Фталатов и пластификаторов
Читать далее
31 марта Производители ПВХ пластикатов расширяют свою номенклатуру
Производители ПВХ пластикатов расширяют свою номенклатуру новыми классами Термоэластопластов (ТЭП, TPE) на основе стирольных каучуков СБС (SBS),СЕБС ( SEBS), СЕЕПС (SEEPS) и Этилен винил ацетатов (ЕВА, EVA).
Читать далее